12.10.2022

Хамелеоны. Часть 2

        На следующий день я приобретаю всё необходимое и, переодевшись в сарафан с бледно-голубыми васильками, снова возвращаюсь на террасу кофе, где заказываю стакан молока и свежий хлеб. Чтобы не быть слишком предсказуемой, отказываюсь от идеи заказать тарелку козьего сыра и соленых оливок. Официантка смотрит в темно-карие глаза Елены Делипараниди, ещё вчера бывшие зелено-карими, и приветливо улыбается. Так улыбаются новым постояльцам. Глаза гречанки за толстыми стеклами старомодных очков испуганно распахиваются, делая ее похожей на испуганного оленёнка. Улыбка на лице официантки делается почти материнской. Первый шар легким ударом точно отправляется в лузу.

        После ухода официантки достаю из сумки пишущую машинку, черная лакированная с алой окантовкой и такой же алой лентой, эта малышка обошлась мне в круглую сумму. Но она того определенно стоила. Я вспомнила, с каким благоговением старик-лавочник с китайским сморщенным, точно моченное яблоко, лицом протянул мне одно из своих любимых детищ, при этом тайком окинув меня с головы до пят внимательным взглядом. Думаю, если бы я не прошла его фейс-контроля, машинка вернулась бы на прилавок. Но вьетнамки и оленьи глаза за старомодными очками решили вопрос в пользу юной застенчивой гречанки со взглядом девяностолетней старухи.

        Теперь это сокровище принадлежит мне.

        От непривычки зудит переносица. Синее небо пылает, горы вдали плавятся, становясь голубой дымкой, призрачной и прекрасной, как луна в дневное время суток, забытой людьми и призраками. Белый цветок, вытканный на белом платье. Женщины редко берегут свои тайны. Ещё реже у всех на виду. Когда-то я знала такую женщину. Она любила смотреть на дневную луну и всегда выбирала платья с рисунком того же цвета, что и цвет платья.

        «Мы, женщины, много теряем, отказавшись от сиреневых гардений на сиреневых воротничках и желтых платьях, вытканных желтыми розами. Мы разучились загадывать загадки и совершать паломничества».

        Она жила в слишком предсказуемом мире, в котором не было места разоблачениям и надежно охраняемым тайнам. Она пользовалась сургучными печатями и часто прижимала указательный палец к губам, призывая к тишине. В этой тишине обязательно совершалось что-то невидимое тем, кто продолжал говорить, например, с балки на невидимой паутине спускался прозрачный, словно слюда, паучок, в голубом небе появлялась дневная луна, а на выкрашенной зеленой стене возникала ещё одна трещинка.

        Она была свидетельницей моих первых преображений и стала первой моей убийцей. Одной из лучших. Белый нож на белой скатерти.

        Я смотрю в слепящее небо. Для дневной луны слишком рано.

        Я возвращаюсь к пишущей машинке и делаю пробный оттиск. На белой странице проступают аккуратные маленькие буковки, алые и блестящие. Пахнет белыми цветами.

        Я пишу про настройщицу пианино, в свободное время пекущую хлеб и рисующую рыб. Первое чудо, совершенное богочеловеком. Пять хлебов и пара рыбин. Аллюзии всегда были моей слабостью. Женщина, научившая меня видеть дневную луну в светлое время суток, говорила, что я могу написать великий роман и стать Маркесом в юбке. После своей смерти Элис оставила мне свой дом с манговой рощей, наводненной безвредными змеями, ящерицами и лягушатами, облюбовавшими вырытый прямо в земле и огороженный деревянным ободом, срезанной с винной бочки. Вода в колодце отливала зеленоватой чернотой, деревянные колышки подгнили от постоянной сырости, а красные лягушата оглашали манговые заросли нестройным хриплым хором. В доме стояла синяя мебель и пахло белыми цветами. В гардеробе висело пятнадцать платьев, там же стояла пара туфель одинакового телесного цвета, которые никак не вязались с утонченным вкусом хозяйки дома. Туфли были простыми и не таили в себе никаких хитросплетений в виде вытканных сов или цветов. Ну или в виде обнаженных Мах.

        Элис нашли повешенной на манговом дереве в ее самом красивом розовом платье с вышитыми ветками сакуры. Я до сих пор слышу глухой стук спелых розовых плоды манго. падающих в высокую траву к босым ногам весящей на дереве женщины.

        Мертвые женщины требуют своих жертв. Дом Элис до сих пор пустует. Несмотря на это, я чувствую, что большая часть меня все эти годы остаются среди голубых стульев и красных лягушат у темного колодца. Я слышу, как пахнет сырое дерево и белые цветы. Я провожаю красное, как манго, солнце и варю манговый джем. Манго я не люблю с детства. С тех пор мало что изменилось. Элис никогда не предлагала мне мангового варенья, но завещала свой дом с манговой рощей. Она знала, рано или поздно я вернусь туда насовсем собирать с разросшихся деревьев розовые спелые плоды. Мне хочется верить, что знала. Иначе это оказалась бы не та Элис, которую я любила. Единственная, которой я доверила свою смерть. И даже туфли телесного цвета, в которых Элис будто чуть парила над землей, служили в ее пользу. Я могла бы сказать, что скучаю по ней, но это не понравилось бы самой Элис. Она хотела остаться. И осталась. Живее и острее самой жизни. Зарубкой на синей двери, из которой вдруг прорастает белый цветок. Он появлялся на двери каждую осень. Я видела, как он белеет в ночи под стук опадающих плодов манго. И да, иногда я мечтаю о смерти. Смерти посреди апельсиновой рощи. Чтобы кто-нибудь всю жизнь помнил ранимость узких подошв, похожих на подошвы ребенка - маленькие розовые подошвы-рыбки среди зеленых волн манговых ветвей.

Прожилки